Астрахань
Спустя часа полтора после нашего экстремального десантирования на новую гранитную набережную Астрахани,
байдарка, наконец, была разобрана, свернута, и водружена на тележку, а вещи упакованы в рюкзаки.
А, между тем, мы и сами не подозревали, что возникшая проблема с выгрузкой на берег обернётся для нас настоящей удачей.
Готовясь к поездке, мы, конечно, произвели необходимый поиск и подготовили список бюджетных отелей и хостелов в Астрахани.
И, о чудо! Когда, готовые двинуться на поиски крыши над головой, мы заглянули в этот список, то обнаружили, что самый первый отель,
отмеченный в списке как самый выгодный и удобный, находится буквально в ста метрах от нас!
Так что не пришлось ни вызывать такси, ни тащить куда-то далеко весь наш груз, и через пять минут мы уже были на месте.
Наше предполагаемое место обитания носило страстно-романтичное название «Танго» и было, в общем-то, не отелем, а хостелом, что для нас было даже лучше.
Это было достаточно уютное, чистое местечко, со свежим евроремонтом, вежливым и доброжелательным персоналом в количестве одной милой девушки,
которая занималась всем – от заселения до уборки, - и почти новой мебелью (лишь одна из кроватей в нашем двухместном номере сильно скрипела – это, пожалуй,
было единственным минусом, который, правда, мы обнаружили уже после того, как заселились ).
В общем холле можно было бесплатно воспользоваться стиральной машиной, а в общей кухне, оборудованной всем необходимым от бытовой техники до посуды,
можно было готовить еду, что нас очень даже устраивало.
Наши два койко-места в отдельной комнате:)
К тому же вскоре выяснилось, что это вовсе не окраина города, как нам сначала показалось, когда мы проплыли несколько километров вдоль городской набережной,
а лишь начало южной части города, а центр и основные достопримечательности находятся от нас буквально в шаговой доступности (от 15 до 30 минут пешком).
В общем, всё складывалось как нельзя лучше.
Мы забросили вещи в комнату, сходили в душ, переоделись в цивильную городскую одежду, и пошли в ближайшее кафе
с одноимённым названием отмечать наш приезд в Астрахань праздничным обедом.
Возврат в цивилизацию :)
Праздничный обед
После обеда отправились не спеша гулять по Астрахани в сторону её центра.
За последние десять лет Астрахань очень сильно преобразилась.
И, хотя, как и в большинстве городов, больших и малых, на окраинах, конечно,
полно грязи, мусора, и разбитых дорог, но центр Астрахани большей частью стал выглядеть очень прилично и даже празднично.
Аллея фонтанов на площади Ленина
У фонтана
Золотая рыбка на набережной
Скамейка
Фонари-мачты
Пётр I на набережной
Собор Святого Владимира
Собор Астраханского кремля
Одно из красивейших мест в центре Астрахани - Лебединое озеро. Здесь можно часами сидеть на травке в тенёчке, наблюдая за его обитателями.
Ротонда на Лебедином озере
Лебединое озеро
Лебединое озеро
Белоснежный красавец
Портрет с каплей
Чистит пёрышки
Неразлучные
"Косяк" уток
Черепаха в Лебедином озере
Скульптурная композиция "Семья"
Раритетный транспорт
Карета-киоск с хот-догами
Скамейка-карета
На что годится отечественный автопром :)
Астраханский ТЮЗ
Конёк-Горбунок около ТЮЗа
А про шикарный Астраханский театр оперы и балета нужно рассказать отдельно.
Внезапное появление этой нарядной праздничной громадины среди кварталов обычных узких улочек и сереньких домишек, конечно, и поражает, и восхищает.
Астраханский театр оперы и балета
Театр тоже строился к 450-тилетнему юбилею города, и на сегодняшний день является одним из самых больших сооружений культуры в России и
одним из крупнейших театров восточной Европы, напичканным современнейшим техническим оснащением и богатым внутренним убранством.
Центральная лестница
Но вот отношение к этому шикарному заданию местных жителей далеко не однозначное. Многие считают, что такой огромный помпезный театр слишком велик для Астрахани,
и что при его возведении явно прослеживаются признаки гигантомании, а с ней – и отмывания денег, которых ухнули в это строительство бог знает сколько.
Даже в кадр целиком не входит
Фонтан у театра, такой недоступный и далёкий
Да и соседние с театральным кварталом улочки слишком уж сильно контрастируют со зданием театра своими убогими полуразрушенными домиками.
Контрасты. Вид на соседнюю улицу со ступеней театра
К тому же негативное отношение к этому сооружению было подогрето тем, что по завершении строительства горожанам был закрыт доступ в Театральный парк,
окружающий здание. И только после активных протестов населения парк открыли для свободного посещения.
Парк "Театральный"
Поездка в дельту Волги
На следующий день ранним утром мы отправились на экскурсию в заповедную дельту Волги.
Сначала был двухчасовой автобусный переезд в южном направлении в район села Икряное, где на 28 гектарах располагается рыболовно-охотничий заказник.
Значительные территории этого района заняты многочисленными волжскими протоками и рукавами, которые веероподобно расходятся с приближением Каспийского моря.
Сама Волга втекает в Каспий почти уже тоненьким ручейком, а вот судоходным до самого Каспия является один из её притоков - река Бахтемир,
на берегу которой, на небольшом песочном пляже со всеми удобствами, плетёными зонтиками и креслами мы и провели весь день, купаясь, загорая
и созерцая водную гладь и зелёные берега.
Пляж на берегу Бахтемира
Судоходный Бахтемир
С этого пляжа небольшие катера забирали нас по очереди, по несколько человек, и возили на лотосовые поля – собственно, они и были главной целью
и основным событием всей этой однодневной поездки.
Мчимся по Бахтемиру к лотосам
И вот взору открывается целая плантация лотосов:
Лотосовые поля
Вблизи, вживую, лотосы вызывают восторг: такие красивые нежные цветы, с гигантскими листьями-тарелками...
Лотосы
... а также с шипастыми колючими стеблями, а дно под ними - противная полужидкая мяша из ила и гниющих водорослей...
Но на какие только испытания и риск не пойдёт настоящий фотоохотник ради удачного кадра!
По грудь в воде, среди колючек и ила
И - вот они - потрясающей красоты кадры, которые стоили таких трудностей!
Лотос и стрекоза
Лотосная коробочка
Лотос и небо
Девушка в лотосах
Рыбалка, котрой славятся эти мета, в нашу программу не входила, а из развлечений были ещё вкусный сытный обед, катания по реке на банане и общение с лошадкой.
Угощение лошади печенкой
Иппотерапия :)
Вернувшись вечером из этого загородного путешествия, мы, как настоящие курортники, пошли фланировать по астраханской гранитной набережной.
А, заодно, искать на ней бронзовую скульптуру "Дама с собачкой".
По сведениям, раздобытым нами накануне у местных сальсерос, площадка около этой скульптуры является местом проведения летних оупен-эйров и сальса-вечеринок.
Дама с собачкой, Ещё не вечер :)
И мы нашли это место, а то, что там происходило тёплым летним вечером, впечатлило нас не только своим размахом и массовостью – было около ста пар на танцполе(!),
но и отличным уровнем всех танцующих. Да и публики, с восторгом глазеющей на это музыкально-танцевальное буйство, было тоже немало.
Мы успели посмотреть показательное выступление одной из танцевальных школ, а потом на несколько зажигательных мелодий и сами с удовольствием
присоединились к танцующему астраханскому сообществу.
Следующим утром мы покинули наш хостел, сдали багаж в камеру хранения на ж/д вокзале, и до самого вечера шатались по центру Астрахани,
уже такому родному и знакомому, как свои пять пальцев.
Посетили местный краеведческий музей, который за последние несколько лет изменился в лучшую сторону. Нам потребовался не один час, чтобы обойти все пять этажей его экспозиций,
интересно и красочно рассказывающих об истории и природе здешних мест.
С астраханским львом
А пообедать мы отправились к известному далеко за пределами Астрахани центральному рынку "Татар-базар". Сам рынок, частично находящийся на реконструкции, не особо
нас впечатлил - ни размерами, ни содержимым прилавков. А вот обед был превосходным.
Нам ещё в день выгрузки на набережной местные рыбаки дали совет: если хотите вкусно и недорого поесть, идите к Татар-базар и ищите любое дагестанское кафе.
Совет оказался очень полезным.
Мы зашли в первое же, которое нам приглянулось - дагестанскую хинкальню "Оазис" - маленькое заведение, всего на 5-6 столиков, но зато с кондиционером!
Уже только поэтому оттуда не хотелось уходить :).
Хозяйка хинкальни - пожилая дагестанка - очень гостеприимно и доброжелательно встретила нас,
сама приняла у нас заказ и сама же принесла его. Всё было так уютно, по-домашнему, и очень вкусно. Мы с таким аппетитом поедали и так нахваливали все блюда, что в довершение
ко всему она принесла нам бесплатную добавку в виде свежеиспечённой дагестанской лепёшки с сыром, а, когда мы рассчитывались, то наотрез отказалась от чаевых, чуть не
обидевшись на нас за это, хотя цена за весь обед была, действительно, смешная - чуть меньше трёхсот рублей за двоих!
Под вечер, не зная, чем ещё себя развлечь, решили покататься на катамаране в самом центре города - по Волжскому затону.
По Волжскому затону, с видом на Астраханский кремль
Под мостом с фонтанами
А в 23-00 нас ждал поезд – нет, не домой, а до Волгограда. Ну, в самом деле, нельзя же было находиться так близко, и не побывать в этом героическом городе!
Переезд на поезде из Астрахани в Волгоград занял как раз одну ночь, и в 6 утра мы уже вышли на привокзальную площадь Волгограда,
где сразу же буквально упёрлись в первую достопримечательность – фонтан, который как только не называют в народе: и «Дети с крокодилом», и «Хоровод», и т.д.
На самом же деле он носит название «Бармалей».
Фонтан "Бармалей" на привокзальной площади Волгограда
Первоначальную известность фонтану принесло военное фото под названием «23 августа 1942 года. После массированного налёта гитлеровской авиации»,
поражавшее своим контрастом между беззаботно резвящимися детьми и ужасающей картиной разрушенного города.
Военное фото фонтана
После войны фонтан восстановили.
Восстановленный фонтан. А вокруг - всё та же разруха...
Однако уже в 1951-м году он был демонтирован.
В наши дни фонтан пережил второе рождение благодаря фильму Бондарчука «Сталинград», причём восстановлен он был сразу аж в двух экземплярах:
первый – как раз около вокзала, а про второй – чуть позже.
Кстати, первый вопрос, которым задаются все, глядя на эту скульптурную композицию, - что за странная, бредовая идея – дети, танцующие вокруг крокодила,
который ведь не в клетке, и даже без намордника?! :)
И всё проясняется только, когда узнаёшь, что фонтан представляет собой иллюстрацию к стихотворной сказке Корнея Чуковского «Бармалей» (1924г.),
в которой пойманного злодея Бармалея по просьбе доброго доктора Айболита проглатывает крокодил, а дети радуются и благодарят за это доброго крокодила.
Да, не смотря на это, сказочка вцелом всё же добрая, потому что впоследствии, по просьбе тех же детей, крокодил освобождает из своего нутра раскаявшегося злодея…:)
Дальше, пойдя прямо от привокзальной площади, через площадь Павших Борцов с вечным огнём и аллею Героев с именами героев-сталинградцев на стеллах,
мы попали к фонтану "Искусство", скульптуры котророго отчасти напоминают фонтан "Дружба народов" на ВДНХ.
Фонтан "Искусство"
Фонтан, правда, не работал, а на такой большой и ровной площадке вокруг него красовалась табличка, запрещающая здесь кататься на роликах и велосипедах...
Вот такое вот "искусство" - не для всех. :)
И вот ещё во время прогулки по этим площадям и аллеям меня не оставляло какое-то смутное ощущение того, как будто мы попали в наше
советское прошлое, год эдак в 1985-й... Сначала я объясняла себе это наличием множества памятников и монументов, посвящённых войне - ведь они неразрывно связаны с советской эпохой.
Но в дальнейшей прогулке по городу этому нашлось совсем другое объяснение.
Поскольку времени у нас было с избытком – поезд до Екатеринбурга отправлялся лишь в 23-30 – то мы передвигались по Волгограду исключительно пешком,
и нагуляли в итоге километров двадцать, а то и больше.
И, надо сказать, Волгоград произвёл удручающее впечатление, в основном - своей неухоженностью и запущенностью.
Прямо от фонтана "Икусство" начинается спуск к набережной.
Спуск к набережной
Вид на Волгу оттуда открывается, конечно, красивый, но невольно начинаешь замечать, что ступеньки многие расколоты, скамейки вдоль аллей полуразвалившиеся или сломанные,
а уж когда мы спустились ниже, туда, где должна быть набережная, по которой приятно было бы прогуляться, то были в шоке: полное запустение и заброшенность,
занесённые песком остатки растрескавшегося асфальта, неухоженные деревья, разбитые в прямом смысле слова клумбы, повсюду мусор и грязь...
Из того, что мы успели увидеть, приятным исключением стал лишь ЦПКиО, который пару лет назад был восстановлен, да и то при содействии правительства Азербайджана,
в знак российско-азербайджанской дружбы и укрепления отношений. Теперь его так и называют - "Парк Баку"...
А большинство аллей и парков были в таком же, как набережная, полузаброшенном, полуобветшавшем состоянии. Вот откуда возникало это странное ощущение возврата в прошлое.
Кажется, за последние 20-30 лет город практически не благоустраивался и не обновлялся, он как будто так и остался где-то там, в перестроечных временах... Было вдвойне обидно видеть
в таком состоянии такой героический город...
Немногим лучше было и состояние большинства памятников, посвящённых войне...
Подъём к музею-панораме "Сталинградская битва"
На территории музейного комплекса - облупившаяся плитка, проросшая трава...
Но вот зато следы войны - разрушенную технику и здания - в Волгограде, надо отдать должное, удалось сохранить отлично.
Танк, пробитый снарядом во время войны
Мельница Герхардта - единственное здание, оставленное после войны в том же состоянии, в каком оно оказалось после бомбёжек Сталинграда.
В наши дни около него установили вторую копию фонтана с детьми и крокодилом, более близкую к оригиналу и по размерам, и по внешнему виду.
Мельница Герхардта
Дом Павлова
Знаменитый Дом Павлова носит ещё название Дома Солдатской Славы. Как и все здания на этой улице, после войны он был восстановлен, а к 40-летию победы в 1985 году
к нему была пристроена мемориальная стена, напоминающая о подвиге бойцов, державших здесь оборону.
Ну и после музейного комплекса "Сталинградская битва", внутрь которого мы не попали, потому что понедельник для музеев - традиционный выходной день, главной нашей целью
был, конечно, Мамаев курган.
Хотя мемориальный дендропарк у его подножия тоже порядком запущен, но сам мемориальный комплекс внешне выглядят вполне достойно и ухоженно.
На Мамаевом кургане
От подножия кургана к его вершине ведут 200 гранитных ступеней — по числу дней Сталинградской битвы.
На момент создания в 1967-м году главной скульптуры "Родина-мать зовёт", она была самой высокой статуей в мире.
Её высота с мечом – 85 метров, а общий вес – 8 тысяч тонн, не считая плиты основания и фундамента, который уходит под землю на 16 метров.
Родина-мать зовёт
Интересно, что статую отливали единоразово, не давая застывать бетону, чтобы он был без швов, для чего была необходима стабильная поставка бетона –
с этой целью грузовики, доставлявшие бетон для строительства памятника, помечали специальными цветными лентами, и их водителям разрешалось даже проезжать «на красный»,
а сотрудникам ГАИ запрещалось их останавливать, и это происходило на протяжении нескольких лет - ведь строительство монумента продолжалось с 1959 по 1967 год!
Толщина наружных бетонных стенок статуи - 25-30см, а внутри она полая и состоит из отдельных ячеек-камер, как комнат в здании, и более ста стальных канатов, стягивающих всю конструкцию.
Несмотря на такую тяжеловесность, эта железобетонная фигура создаёт ощущение лёгкости, движения, развевающихся на ветру (который там, на вершине, очень сильный) волос и полотен ткани.
Ещё из интересного и удивительного. В 2008-м году по результатам конкурса «7 чудес России» Мамаев курган вошёл в число семи российских чудес.
А главный его элемент – статуя «Родина-мать зовёт!» держится на своём фундаменте, действительно, на одном сплошном чуде – лишь под силой собственного веса, и никак с ним не скреплена!
А, между тем, изваяние это установлено в месте, где ещё с довоенных времён располагались громадный подземные резервуары с водой, а почва – это толща майкопских глин,
которые медленно, но верно сползают в сторону Волги.
Первые опасения по поводу устойчивости памятника специалисты высказывали ещё за два года до его открытия, но, как у нас водится, тогда вопрос
«а не прекратить ли строительство монумента?» посчитали бы просто крамольным, и никто не решился его даже озвучить!
Вот такая изящная многотонная махина
С тех пор споры о состоянии и устойчивости памятника не утихают и по сей день, причём точки зрения разных специалистов абсолютно противоположны.
Но мало кто почему-то вспоминает о главном: сам автор монументального творения, великий скульптор Вучетич, отводил своему детищу всего лишь 50 лет!
То есть назначенный им «гарантийный срок» истекает уже в 2017 году...
Зал воинской славы с вечным огнём
Табличка...
Храм Всех Святых на Мамаевом кургане
А купола храма на Маевом кургане напоминают шлемы русских витязей.
Вид с Мамаева кургана на Волгу
Напоследок мы посетили на Мамаевом кургане единственный работающий в понедельник музей - музей Сталина, где пожилая женщина-экскурсовод, ярая сталинистка,
рассказала о том, что музей этот частный, и был создан не так давно, по просьбе самих ветеранов Сталинградской битвы, и, конечно, о том,
что это не Сталин был такой тиран, а время и условия требовали такого, ну и т.д., в том же духе.
Но, надо отдать должное создателям музея, в нём не только воссоздан кремлёвский кабинет Сталина с его восковой фигурой, но и собрано
действительно много исторических документов, фотографий, газет того времени,
начиная со времён гражданской войны, когда город ещё назывался Царицын, а значительную роль в его обороне от белых играл командующий
Северо-Кавказским военным округом Иосиф Сталин...
В кремлёвском кабинете Сталина
Уже под вечер, перед закатом, мы пешком вернулись в район набережной, нашли там маленький необустроенный дикий пляж, и в последний раз искупались в абсолютно чистой,
прозрачной волжской водичке. И это было последнее наще купание в открытом водоёме в этом году. :)
Волга
<<< Домой
|